Судейство в спортивных бальных танцах

судейство в бальных танцахСудейство в бальных танцах отличается от судейства в других видах спорта отсутствием  точной оценки за правильное исполнение тех или иных  элементов.   В задачу судьи входит оценка исполнительского мастерства танцевальных пар по отношению друг к другу путем сравнения. В большинстве случаев судья при принятии решений отталкивается от личного танцевального опыта,  профессионализма, интеллекта, порядочности.

С одной стороны речь идет о некой субъективности судейской оценки, но с другой стороны введение жестких критериев станет препятствием  для совершенствования танцевального мастерства.  Кроме того, о том, что «объективность» недостижима, люди в курсе  еще со времен Гейзенберга. Поэтому  разумным будет  термин «принятая интерсубъективность», который предполагает наличие договоренности об условиях проведения измерений.

Любое судейство в бальных танцах в той или иной мере базируется на чувствах арбитров, какими бы компетентными и справедливыми они не были, и тем самым  является субъективным инструментом. Но тем не менее,   критерии судейства в спортивных танцах, которыми руководствуются судьи при выборе пар, существуют.   Имеется восемь основных критериев, из которых первые четыре   профессиональные и остальные зрительские. Каждый критерий предполагает определенный    вес в процентах для получения окончательной оценки. Данные критерии основаны на  «Норвежской» системе судейства, разработчик Эспен Салберг.

Профессиональные критерии

Критерий № I – Музыкальность (20%)

1. Попадание в темп (5%) – речь идет о совпадении   танцевального акцента   с музыкальным.

2. Попадание в основной ритм (5%) –  совпадение движений находящихся между танцевальными акцентами с теми ударами, которые представляют основной музыкальный характер танца.

3. Отображение добавочного ритма (5%) – применение промежуточных движений для более выраженной окраски ритма (танцевальная синкопа и др.)

4. Использование ритмов контраста (5%) –  периодическая смена основного ритма на противоположный, т. е. вместо быстрого движения исполнение медленного и наоборот, а так же использование пауз и т.д.

По-настоящему  танцевать под музыку — это значит выделить в танце каждый музыкальный акцент и каждую паузу. Это интерпретация   конкретной музыкальной композиции — все движения в танце должны соответствовать характеру музыки — выделяться сильные доли, медленно прорабатываться слабые.

Критерий №II – Техника (20%)

Под понятием «Техника» понимается наиболее точное использование движений для отображения основной мысли хореографического произведения. Основные технические характеристики  можно найти в справочниках Алекса Мура (Европейская программа) и Уолтера Лэирда (Латиноамериканская программа).

1. Техника ног (5%)

2. Техника рук (5%)

3. Техника корпуса (5%)

4. Ведение и взаимодействие (5%)  выражается в «станцованности» пары, которая зависит от многих факторов. Особо выделяются два:

1) Контакт, который бывает физическим, психологическим и музыкальным (временным).

2) Баланс, который можно разделить на собственный баланс, баланс давления (сила направлена к центру пары) и баланс натяжения (сила направлена от центра пары).

Критерий № III – Форма (Shape) (20%)

1. Создание индивидуальных позиций и линий (10%)

— Позиции (5%)

— Линии (5%)

2. Создание позиций и линий в паре (10%)

— Позиции (5%)

— Линии (5%)

Результат соревнования часто зависит от правильной стойки.

Критерий № IV – Тактика (Использование площадки) (10%)

FLOORCRAFT — «Видение паркета», которое  подразумевает, как умение уходить от столкновения, так и умение танцевать без пауз в окружении соревнующихся  пар, способность найти место для продвижения.

Зрительские критерии

Критерий № V – Хореография (10%)

Оригинальность построения хореографии и соответствие выбранных фигур конкретной паре.

Критерий № VI – Стиль (10%)

Гармония внутри пары. Соответствие образов, создаваемых партнерами, в танце. Речь идет о совместной работе тренера и хореографа.

Критерий №VII – Костюмы (5%)

Соответствие   костюмов правилам и стилю танцевальной пары.

Критерий № VIII – Самопризентация (5%)

Поведение на паркете. Уверенность, подача себя в танце.

Судьи по-разному оценивают вышеуказанные критерии. Один отдает предпочтение технике исполнения, другой хореографии, для третьего приоритетным являются эмоциональность и  артистизм. Колоссальная разница между судьей в суде и в спортивных бальных танцах в том, что судьи выполняю различную  работу. Судья в суде   блюдёт закон, а судья бальных танцев демонстрирует  свои  предпочтения.  Опытный судья видит танцующие  на паркете пары комплексно и может быстро расставить приоритеты по всем критериям.

В последнее время много говорят об объективности судейства. Здесь следует заметить, что   отвлекающим фактором для качественной работы судей является наличие своих пар на соревновании. Если спортсмены  не добиваются высоких результатов на соревнованиях, то родители стремятся перевести своих детей в другой клуб, где по их мнению тренировки более результативны. Но профессионал   обязательно будет иметь много танцевальных пар, а значит, ему сложно быть объективным в условиях жесткой конкуренции.

Система «Скейтинг»

Соревнования по спортивным бальным танцам включают в себя ряд последовательных этапов: предварительные туры и полуфинал — для отбора сильнейших пар в каждом танце, и финал, в котором могут участвовать не более 8 пар (как правило – 6 пар).

Для судейства в бальных танцах с 1954 года используется разработанная в Англии система «Скейтинг». Общие положения представлены ниже (файлы увеличиваются):

скейтинг 01 скейтинг 2 скейтинг 3

скейтинг 4 скейтинг 5 скейтинг 6

скейтинг 7 скейтинг 8 скейтинг 9

скейтинг 10 скейтинг 11

Понравилась статья! Поделитесь с друзьями:

Всего комментариев: 2 Комментировать

  1. con 11 /

    Судейство в танцах — больной вопрос.

  2. AgrnonuG /

    Очень познавательно

Оставить ответ

2018 © R-dance.club Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии гиперссылки на r-dance.club