Танцевальная музыка и музыкальность

Танцевальная музыкаСпортивные бальные танцы, как и другие виды танцев, тесно связаны с музыкой, образное содержание которой воплощается в движении. Танцам свойственна некоторая двойственность: с одной стороны стремление к музыкальной выразительности, с другой – техническое совершенство. Однако музыка первостепенна: движения становятся танцем, когда они заполняют собой музыку. Задача танцора, находящегося в постоянной отработке техники и поиске новых форм, гармонично соединить звуковые элементы с движением тела в индивидуальной смысловой интерпретации.

Танцевальная музыка отличается четко выраженным ритмическим рисунком и установленным для каждого танца темпом. Разнообразие интонационной структуры определяет эмоциональное состояние, энергетику в танце, создавая некий образ. На турнирах используются в большей степени инструментальные и оркестровые музыкальные композиции. На тренировках иногда применяют мелодии, содержащие исполнение только на ударных инструментах.

Танцевальная музыка на турнирах. Требования к произведениям

Музыкальные произведения, используемых на конкурсных мероприятиях, соответствуют принятым в мировой танцевальной практике стандартам.

Медленный вальс (Slow waltz) 28-30 такт/мин. 84-90 удар/мин.
Танго (Tango) 31-33 такт/мин. 124-132 удар/мин.
Венский вальс (Viennese waltz) 58-60 такт/мин. 174-180 удар/мин.
Медленный фокстрот (Slow Foxtrot) 28-30 такт/мин. 112-120 удар/мин.
Квикстеп (Quickstep) 48-50 такт/мин. 192-200 удар/мин.
Ча-ча-ча (Cha-cha-cha) 30-32 такт/мин. 120-128 удар/мин.
Самба (Samba) 50-52 такт/мин. 100-104 удар/мин.
Румба (Rumba) 25-27 такт/мин. 100-108 удар/мин.
Пасодобль (Paso Doble) 60-62 такт/мин. 120-124 удар/мин.
Джайв (Jive) 42-44 такт/мин. 168-176 удар/мин.

Продолжительность музыкального сопровождения турнирного танца без учета вступительной части составляет не менее 1 мин. 30 сек., венский вальс и джайв – не меньше 1 мин. Окончание мелодии совпадает с окончанием музыкального такта или должно быть смикшировано в течение 3-5 секунд.

Пасодобль акцентируется стандартно:

  • I часть — 44 такта;
  • II часть – 35 тактов;
  • III часть – 43 такта.

Перед началом мелодии танцевальные пары должны располагаться на паркете в исходном положении. Окончание мелодии пасодобля соответствует музыкальному акценту в конце 2-ой или 3-ей части. В отборочных турах соревнований возможно исполнение пасодобля без последней части. В финальном туре музыкальное сопровождение пасодобля должен быть в полным.

Музыка и музыкальность

В танцевальном мире существует два подхода к пониманию музыки:

  • теоретический (умение воспроизводить ритм);
  • эмпирический (умение “чувствовать музыку”).

Оба подхода дополняют друг друга, так как на начальном этапе обучения просто “чувствовать” бывает недостаточно. Теоретическая составляющая помогает легче войти в музыку, потому что проще делить мелодию на части для попадания в нее. Грамотно поставленная танцевальная композиция с правильными акцентами и натренированное умение начать на счет “раз” нужной восьмерки – это минимум приличного соревновательного танца. На эту базу можно накладывать музыкальность, придавая характер отдельным  фигурам и элементам, отражая личное восприятие музыки. Воспринимать музыкальные контрасты, слышать партии отдельных инструментов и встраиваться в их звучание – это профессиональный подход к танцевальному искусству, который является индикатором творчества в способности интерпретировать музыку посредством движения.

Ф.В. Лопухов представляет музыкальность в четырёх уровнях (цитируется по Ф. Лопухов «Пути балетмейстера», Берлин, 1925):

  • около музыки (танцевальные шаги не всегда попадают в такт);
  • на музыку (прослеживается некоторое приближение в плане тональности, размера и других исходных данных);
  • под музыку (подчинение танцевальных движений музыке);
  • в музыку (единение музыкальных и хореографических форм, совпадение подъёмов звуковой энергетики с танцевальной).

Стратегии работы с музыкой:

  • раскладывание музыкальных фрагментов на отдельные темы, дорожки, поиск нюансов, акцентов;
  • случайное соединение хореографических фигур и музыкальных ритмов ( эксперименты);
  • танцевание без музыки, первоначальное воссоздание хореографического материала.

Конечно же, существуют разные потенциалы, как природные, так развитыми в детском возрасте. Тем не менее музыкальность приходит с опытом, с накопленными личностными ресурсами танцора. Она требует не столько тренировки и даровитости, сколько понимания и достаточной степени доверия собственному телу. Ее можно сравнить с тонкой гранью между откровенностью и защищенностью, которой нет логического объяснения. Но каждому, кто готов услышать музыку, она открывает свои секреты.

Некоторые приемы развития музыкальности будут описаны в книге «О бальных танцах без прикрас», которая готовится по материалам сайта R-dance.club к изданию в бумажном и электронном вариантах.

Здесь можно скачать танцевальную музыку:

  1. Музыка для латиноамериканской программы
  2. Музыка для европейской программы
  3. Музыка для стандарта и латины

Понравилась статья! Поделитесь с друзьями:

Всего комментариев: 2

  1. ERY / Автор записи

    Если танцор может танцевать без музыки, но музыкально – к этому стремиться надо.

  2. Дарья /

    Музыкальность – это состояние души. Нет настроения и нет музыкальности. Хотя все и знаешь. Это как писательство. Эсть вдохновение, написал шедевр. Нет – получилась ерунда или вообще ничего не получилось.

Комментирование закрыто

2018 © R-dance.club Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии гиперссылки на r-dance.club