Травмы в танцах

Травма в танцахТравмы в спорте — привычное дело. Занятия спортом предполагает колоссальные нагрузки и серьезные риски. Как правило чаще всего страдают спина и конечности спортсменов. По статистике примерно около трети всех травм составляют растяжения, примерно 20% – различные виды переломов.

Наиболее слабым и мало защищенным местом в человеческом организме является коленный сустав. На его долю выпадает около 50% всех нарушений опорно-двигательной системы. Далее следуют травмы и заболевания голеностопного сустава (10%), пояснично-грудного отдела позвоночника (10%), травмы голеностопа (6%), патология области бедра, плечевого сустава и кисти (5%), области локтевого сустава (3,5%), и прочие локализации (1,5-2%).

Понятие “травма” в танцах

Что мы понимаем в научно-педагогическом смысле под травматическим переживанием в танце и его про­теканием? Понятие «травма» — греческого происхождения и означает «ранение, рана». Фрейд, который прославился анализом сексуаль­ной травмы, назвал травму шоковым переживанием с продолжительным психологическим ущербом, «ана­литическим балластом». Сегодня исследование травмы получило дальнейшее развитие и можно точно опреде­лить, что:

1)         травма в танце — не физический дефект,

2)         травма в танце — душевное потрясение и наруше­ние, которое возникло в результате определённых пере­живаний в танце и изменило психическое своеобразие личности танцовщика. Это находит своё выражение в изменённом поведении и в снижении работоспособ­ности танцовщика.

Факторы возникновения травм в танцах

Для возникновения травмы у танцовщика нужен какой-нибудь объективный повод. Это могут быть та­кие неожиданные факторы, как ранение, несчастный случай и т. д.; физическое ранение при этом игра­ет только второстепенную роль. Можно сказать, что физическое ранение — только объективное условие травмы в танце.

Субъективные факторы, такие как психическая структура личности и прежде всего психическая устой­чивость и психическое переживание ситуации, играют решающую роль. Причину травм в танце нужно искать в связи объективной ситуации с субъективным пережи­ванием танцовщика.

Танцовщик реагирует сперва защитным рефлексом и раздражительностью. Только потом приходит страх со своими симптомами (сердцебиение, потоотделение, дрожь и т. д.).

Страх является последствием шокового пережива­ния и выступает, в отличие от испуга, всегда в повто­ряющейся ситуации в танце, и это на длительный срок. Мы должны оценить этот факт как изменение струк­туры личности танцовщика. Что такое травма в танце в психологическом смысле?

Рефлективная увязка объективной шоковой ситуа­ции и большого субъективного страха — в паре с ком­плексом торможения — и перенос этих неестественно преувеличенных переживаний на подобные, но без­обидные ситуации — вот психологическая характери­стика травмы в танце.

Пример: при исполнении поддержки танцовщик по какой-то причине не может удержать танцовщицу; она падает на пол и получает травму тазобедренного сустава. Это событие в её памяти откладывается так не­гативно, что она в течение длительного времени будет избегать исполнять подобные поддержки с другими тан­цовщиками или будет исполнять их только со страхом.

Уровень требований к работе танцовщика и уровень страха, который он испытывает при её исполнении и который мешает ему хорошо работать, образуют диспропорцию. Это может дойти до отказа и в конечном счёте до того, что танцовщик при малейшей психиче­ской нагрузке будет не в состоянии исполнять танце­вальные движения.

Характерные травмы в танцах

Характерные травмы в танцах

Во время танцевальных тренировок задействовано все тело танцора, поэтому уберечься от травматизма нелегко. Среди переломов преобладают переломы тех или иных отделов нижних конечностей. Наиболее распространенной травмой среди “прочих” является вывих лодыжки. Причем некоторые танцоры могут получать эту травму многократно. Если связочный аппарат поврежден сильно, на месте вывиха появляется гематома и передвигаться человеку практически невозможно.

Травмы колена тоже крайне часты из категории “прочие”, так как коленный сустав является самым крупным и принимает на себя всю тяжесть тела. Это может быть не только ушиб, но и различные повреждения мениска, хряща.

Третьим видом травм из разряда “прочих” являются проблемы с позвоночником. Острая боль в спине резко ограничивает движения. Вращательные фигуры и большая перегрузка может привести к защемлению нерва.

Лечение

Танцевальные травмы успешно лечатся. Хотя, следует иметь в виду, что многие травмы в танцах оставляют последствия, которые будут периодически напоминать о себе в течение всей жизни. В идеале, танцорам лучше избегать травматизма. Это возможно при условии внимательного наблюдения за состоянием здоровья, обращаясь во время за медицинскими консультациями.

Знание о том, что мы имеем дело именно с трав­мой в танце, — первый шаг к её лечению. Психолого-педагогические методы лечения трав­мы должны стоять на первом плане; ведь психический ущерб более длителен, чем физический.

Пример: ушиб запястья, вызванный при падении во время неудачного вращения, поддаётся лечению в те­чение двух-трёх недель; психический ущерб, который возник одновременно (страх перед вращением, боязнь упасть), действует на сознание намного дольше, даже тогда, когда человек уже физически здоров.

  1. В этой связи важно, чтобы педагог/хореограф был хорошим психологом. Он должен с танцовщиком обсудить этот случай, но сперва внимательно его вы­слушать, чтобы узнать, откуда возникли антипатии и чувство страха, а потом сострадательными словами успокоить танцовщика и вернуть себе его доверие.
  2. Коллектив может играть важную роль при лече­нии травмы. Хорошо, если он сразу же опять включает того, кто перенёс травму, в свой состав; это полезно для уверенности танцовщика в себе. Если вечно его жалеть и ему сочувствовать, можно даже усилить его травму.
  3. Анализ случившегося, проводимый в деловой ат­мосфере коллективом, педагогом/хореографом и по­страдавшим, может быть полезным для преодоления состояния страха.
  4. Необходимо подводить танцовщика, получившего травму, шаг за шагом к той ситуации, в которой травма возникла.
  5. В зависимости от структуры личности танцов­щика может даже иметь смысл повторить ту же самую танцевальную ситуацию. В лучшем случае травма бы­стрее пройдёт или будет менее глубокой.
  6. Необходимо систематически заниматься восста­новлением работоспособности танцовщика.

Привыкание к большим нагрузкам в танце — путь к воспитанию мужества, смелости и выносливо­сти в танце.

Понравилась статья! Поделитесь с друзьями:

Комментирование закрыто

2018 © R-dance.club Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии гиперссылки на r-dance.club